П`ятниця, 29.03.2024, 12:15

АСОЦІАЦІЯ ПЕДАГОГІВ ХРИСТИЯН ДНІПРОПЕТРОВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

Меню сайту
Друзі сайту
КЗШ №106
Мережа Євроклубів Кривого Рогу
Сайт Ради лідерів

Ви також можете розмістити посилання на наш сайт:

Зеленопільська НСЗШ
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог файлів

Головна » Файли » Газета

ВПРАВИ
[ Викачати з сервера (52.4 Kb) ] 06.12.2011, 16:45

«Снігова куля»

Мета: познайомитися з учасниками групи Інструкція: Кожен учасник називає своє ім’я та придумує прикметник, та починається на ту ж саму букву, що й і його ім’я. Дуже важливо сказати той прикметник, який підкреслю індивідуальність учасника. Наступний учасник повторює ім’я та прикметник попереднього й називає своє ім’я і т. д. Останньому учаснику потрібно повторити імена і прикметники всіх його попередніх. Запитання: 1. Чи характеризують ці прикметники певну людину наяву. 2. Чи важко було підібрати прикметники. Чому. Работа на сплочение группы

«Поддержка»

Цель: упражнение способствует груповому сплочению. Инструкция: Группа в общем составе, взявшись за плечи друг друга, опускается на пол. Начальная позиция меняется: лицом или спиной в центр круга. Ведущий обращается к группе: «Встаньте в круг спиной к центру, руки положите на плечи рядом стоящего. Все одновременно сядьте. Опираясь на пол и на партнеров, одновременно встаньте, не нарушив круг. Проделайте то же лицом в круг.» Вопросы: 1. Как Вы себя чувствовали? 2. Что вам понравилось? 3. Что возмутило? 4. Какие у Вас возникли вопросы? Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Естратова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349 с. – ( Психологический практикум ). Развитие коммуникативных способностей Общение – это…Невербальное общение. «Передай другому» Цель: знакомство с приемами общения, расширение представлений о способах самоанализа и самщкоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений. Ход упражнения: дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен взять его соотвествующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не приймут участвиее. Вопросы: 1. Легко или трудно было передавать предмет? 2. Кому легко? 3. А чем были трудности? 4. Легко или трудно было отгадыть предмет? 5. Кому было легко? 6. А чем заключались трудности?

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия Возраст: любой Материал: стол, стулбья и т. д. Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левою ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате. Обходя различные препятствия: стол, стулья, гору, реку и т. д. В этой игре пару могут составить взрослые и ребонок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на карточках. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.

«Справочник по групповой психокорекции» Телесно-ориентированное упражнение Игра «Удивление»

Цель: воображение, развитие тактильной чувствительности. Тренер предлагает группе остаться в тех же парах. Если кто-то хочет поменять на следующее упражнения пару, тренер помогает ему это сделать. Дается инструкция: «Сядьте в парах немного ближе друг к другу. Закройте глаза. Представьте, что ваши руки теплые и чистые. Первый в паре, осторожно найдите свои ми ладонями голову партнера. Будьте осторожны. Поизучайте голову партнера, затылок, лоб, найдите макушку, постарайтесь удивиться чему-то на голове партнера, тому, чего не видели ваши глаз, но чувствуют пальцы рук. Если вы изучили голову, теперь начните исследовать лицо партнера. Партнер подскажет вам своими реакциями, что можно изучать на его лице, а что не стоит. Запомните лицо партнера. Удивитесь тому, что чувствуют ваши мягкие пальцы, но не видели глаза. Я дам вам полторы-две минуты. Поизучайте голову и лицо партнера.» И здесь тренер может сначала продемомонстрировать это упражнение в паре с кем-то из группы, но во время выполнения упражнения группой тренеру лучше контролирувать отдельных подростков, побуждать их работать с закрытими глазами. Упражнение требует полного обсуждения после завершения: «Кто хочет рассказать, что с ними происходило во время этого упражнения? Что оказалось самым удивительным в голове и лице партнера? Было ли чувство неловкости? В какие моменты?» После обсуждения упражнение повторяется в обратную сторону – от второго к первому. Снова обсуждается. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Естратова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349 с. – ( Психологический практикум ).

Детская психокорекция «Похвалилки»

Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе. Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен озвучить карточку. Причем начав словами «Однажды я …». Например: «Однажды я помог своему товарищу в школе» или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его каточке. После того. Как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Естратова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349 с. – ( Психологический практикум ). Психокоррекция подросткового возраста.

« Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствувать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидеальные особенности, определять свои чисностные особенности. Форма проведения: групповая Возраст: 12 – 16 лет Материал: лист бумаги и ручка или карандаши для каждого участника. Ход упражнения: - Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или гарисуйте свій портрет. Затем вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы как млжна больше лучей. То будет ответ на вопрос: « Почему я заслуживаю уважения?» И. Г. Малкин-Пых. Психокоррекционная работа с родителями и детьми «Идеальная семья» Цель: исследование внутрисемейных проблем Как подросток представляет себе идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое у подростков представление о правильном воспитании детей, о хороших детях, как они представляют себе, чего ожидают от них родители? Эти темы можно не только обсуждать, но и изобразить в виде рисунка. Часто подростки, особенно младшие, идеализируют благополучную семью. Где родители любят своих детей. Любовь по их мнению, это когда родители все покупают ребенку. Что он хочет – много лимонада, конфет, тортов, велосипеды, часы,- и не в чем не отказывают. А ребонок во всем слушается родителей, делают все по хозяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей. И. Г. Малкин - Пых

Супружеские отношение «Ассоциации»

Цель: выяснить значение семьи У каждого из участника тренинга есть ручка и бумага для записи. Ведущий предлагает команде поиграть в ассоциации. Все, что для этого нужно, - слушать задания и записывать первые же образы, пришедшие в голову. Вопросы-задания могут быть таким. Если семья – это постройка, то она … (крепость, кооперативная квартира, коммуналка, общежитие, шалаш на двоих …); Если семья – это цвет, то она … (серо-буро малиновая, цветов-то в природе таких не существует, нежно-розовая, черно-белая, как зебра, серая …); Если семья – это музыка, то она … (скрипка, фуга Баха, тяжелый метал, цыганщина, романтическая балада, мелодия которая не кончается …); Усли семья – это геометрмческая фигура, то она … (круг, вектор, зигзаг удачи, спираль, многоточие …); Если семья – эьо названия фильма, то она … («Фантомас разбушевался», «Розыграш», «Богатые тоже плачут», «Рабыня Изаура», «Единственная», «Отверженные», «Красавица и чудавище» …); Усли семья – это настроение, то она … (радость, тоска, смерть, постоянный стресс, блаженство, тревога, «это праздник со слезами на глазах»…). И. Г. Малкин – Пых Кризис среднего возраста "Ваша этика взрослого” Цель: выяснить какие ценности в вашей жизни При развитии вашего этического кодекса Взрослого обдумайте все области, в которых ваша жизнь связана с жизнью других людей, и то, как ваши взгляды влияют на других людей, даже тех, кто живет далеко от вас или которые сильно отличаются от вас. Обдумайте ваше поведение и установки по отношению ко всему вашему окружению, включая как, живую, так и неживую природу. Спросите вашего Взрослого: Кого и что я ценю в жизни? Для кого и для чего я живу? Ради кого и за что я мог бы умереть? Что для вас является действительно важным? Составьте список из пяти пунктов – то, что вы цените больше всего в жизни. Расположите эти ценности по степени их важности. 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ 4. ____________________________________________________________ 5. ____________________________________________________________

Изучите этот список. Спросите у себя – какое отношения имеют мои ценности к моей дичной, общественной жизни, к работе? Какое отношения они имеют к моему состоянию «Я» Родителя и Ребонка? Соотвествует ли мой нынешний образ жизни тем ценностям, которые, по моему тверждению, для меня важнее всего? И. Г. Малкин – Пых Работа с людьми пожилого возраста "Повернись к нему спиной” Смущенный, застенчивый или не уверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства членам группы, которые внушают ему страх. Консультант предлагает протагонисту повернуться спиной к пугающему его человеку и представить себе, что он находиться в привычном для него месте наедине с консультантом. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О. Н. Естратова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349 с. – ( Психологический практикум ).

Работа с застенчивыми людьми «Самый лучший спорщик»

Цель игры: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей. Возраст: от 4 лет Ход игры: Игра проводиться в небольшой группе детей – 8-12 человек. Дети разбиваются на пары, желательно, чтобы в каждой паре оказались дети, которые хорошо относятся друг к другу. Игра проводится между двумя парами. В каждой паре один ребонок является спорщиком, другой – предметом спора. Два спорщика пытаются доказать друг другу, чем их напарник лучше. Педагог внимательно следит, чтобы в процессе спора обсуждались достоинства своего напарника, а не недостатки противника, в таких случаях игра перекращается, и ребонок, пытающийся унизить противника, автоматически проигрывает. Затем спорит следующая пара. После того, как все пары поучаствуют в игре, дети в каждой паре менятся ролями, и игра возобновляется. По итогам игры выбирается самый убедительный спорщик, который лучше всех преподнес качества своего напарника, привелубедительные выводы. Он становится победителем игры. Газета «Психолог», 2008. – №2

Стресс Релаксаційна вправа «Храм тиші»

Мета: розслаблення тіла, зниження стресу. Вмостіться зручніше… Руки вільно покладіть перед собою… Розслабте спину… Заплющіть очі. Ви робите легкий і глибокий вдих. Спокійний і довгий видих. Без зусиль вільно і легко дихаєте… Ваші ноги торкаються підлоги. Ваші руки торкаються стільчика… Ви відчуваєте їхню опору… Підтримку…Уявіть, що ви прогулюєтесь околицею багатолюдного, великого міста. Спрбуйте відчути, яв ваші ного торкаться бруківки… Ви робитекрок за кроком… Звурніть увагу на перехожих… Роздивіться їх обличчя, фігури. Вони проходять поруч стривожені,спокійні, закохані, байдужі, веселі… Довкола багато руху й шуму, людей і автомобілей, яскравих вітрин. Зупиніться… Прислухайтесь до своїх відчуттів. Тепер поверніть за ріг і прогуляйтеся тихою алеєю. Ви помічаєте ведикий будинок, що вирізняється своєю архітектурою. Ви підходидите, торкаєтесь важких, різьблених дверей, на який читаєте «Храм тиші». Ви розумієте – це місце, де не чути звуків суєте, де ніколи не вимовлено марного слова. Ви відчуваєте прохолодні двері, входити й одразу вас огортає повна спокою тиша. Ви відчуваєте, як звільняється від емоційного навантаження. В цьому будинку ви наповнюєтесь спокоєм… Зараз вас нічого не хвилює, нічого нічого не бентежить, ви звільняютесь від усіх турбот… Вся ваша свідомість наповнєютьс спокоєм… (пауза). Коли ви захочете покинути будинок, штовхніть деревяні двері і вийдіть на вултцю. Як ви почуваєтесь тут? Насолодіться своїми відчуттями, повнотою життя. Ви памятаєте дорогу, яка привела вас до храму тиші, щоб іноді повертатися сюди. Глибоко вдихніть і видихніть, розплющіть очі та повертайтеся у реальність. И. Г. Малкин – Пых. Екстремальные ситуации Ассертивное поведение «Офис» Цель: выяснить поведение людей в различных ситуациях Представте себе ситуацию, в которой вы руководитель какой то фирмы, а другой учасник – твой подчененный. Он пришел к вам отстаивать вам свое мнение. Вы руководителю должны доказывать свое мнение и что вы правы. А руководитель не должен вам устепать. Затем меняються ролями. И.Г. Малкина-Пых «Экстримальные ситуации», справочник практического психолога; Москва «Эксмо», 2006, с.320. Коррекция посттравматического стрессового растройства

«Превращение слияния в контакт»

Цель: снижение действия посттравматического стрессового фактора Отметьте некоторые свои привычки: как вы одеваетесь, как чистите зуби, как открываете или закрываете дверь, как печете пирог. Если привычки кажутся не самыми эффективными или новый образ действий не хуже, а кроме того, привнесет разнообразие, попробуйте изменить старые привычки. Что произойдет? Получите ли вы удовольствие, учась делать что-то по-новому? Или вы встретитесь с сильными сопротивлениями? Не опрокинет ли изменение одной какой-нибудь частности всю схему вашего заведенного порядка? Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то выполняет работу, похожую на вашу? Не раздражают ли вас отличия, хотя бы небольшие, от того, как делаете это вы сами? И. Г. Малкин – Пых. Екстремальные ситуации Робота с женщинами – жертвами насилия «Работа с маской» Цель: самоутверждение, укрепление психологической идентичности, стимулирование постижение своего Я. 1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. 2. Направленная визуализация (текст зависит от контекста группы). Например: «Вы попали в старый город на карнавал, но у Вас нет костюма, Вы ищете его, попадаете в магазин, заходите в дверь, вокруг витрины с масками и костюмами. Вы рассматриваете их в поисках свого. Вы видите маски: счастливого ребенка, зверя, тайны, ужаса, жертвы, дочери, коллеги, друга, чтобы выжить, для знакомых, дикую маску. Вы проходите вглубь магазина, видите зеркало – в нем маска самости. Выбираете понравившуюся, выходите из магазина. Возвращение той же дорогой». 3. Нарисуйте ту маску, в которой больше всего отреагировали чувства, ощущения. 4. Работа в парах. Один берет маску, закрывает ей лицо и говорит от имени маски. Второй – слушает, дает обратную связь. 5. Поменяйтесь местами и проделайте п.4 6. Инсталляция масок (поставьте маски в круг и каждый произнесите 2 главных слова/фразу о ней). И. Г. Малкин – Пых.

Екстремальные ситуации Работа с детьми – жертвами насилия «Рассказываем друг другу о том, что произошло»

Цель: повышение самооценки Дети разбтваються на пары, и им предлагается взять друг у друга интервью, используя при этом вопросы анкеты. Вопросы касаються взаимоотношении ребенка с совратителем и подробностей пережитого злоупотребления. Дети должны постараться заполнить анкету как можна более подробно, однако если какой-нибудь вопрос смутит их, разрешаеся сказать о своем смущении и не отвечать на вопрос. Возможность обсудить вопросы сначала только с одним из детей помагает снизить тревожность и укрпляет доверие. После бесед а парах ребятп по очереди рассказывают о случившемся уже всей группе.

Анкета

1. Сколько лет было, когда это случилось в первый раз?

2. Кто это сделал?

3. Как ___________ относился к тебе до того, как это произошло?

4. Изменилось ли отношение _____________ к тебе после того, как это произошло?

5. Расскажи о том, как это случилось в первый раз. Что ___________ говорил тебе? Как прикасался?

6. После того, как это произошло в первый раз, прикосновения изменилось? Если изменилось, то как?

7. Где это происходило?

8. Когда это происходило?

9. Как часто _____________ делал это?

10. Где находились остальные члены семьи, когда это происходило?

11. Кто-нибудб видел, как это происходило, или знал об этом?

12. Что ты чувствовал, отвечая на все эти вопросы?

И. Г. Малкин – Пых. Екстремальные ситуации Работа с кризисом потери «Исцеляющее письмо»

Если вы чувствуэте вину перед каким-то человеком и у вас нет возможности удалить этот конфликт. Например: в случае его отьезда или смерти, то вы можете вести диалог с ним с поможью неоправленых писем. Первое письмо. Работа начинаеться с т ого, что вы пишите человеку письмо, в котором довольно подробно излагаете все свои пережиапния, события и их влияние на вашу жизнь. Вы также можите задать вопросы этому человеку. Второе письмо. Вы соченяете ответ от лица этого человека, который вы юоялись бы услышать. Третье и последующие письма. Эти письма самые важные, так как они приносят вам освобождение. Для этого вам нужно представить, что вы и этот чедовек одинаково раскаиваетесь. Вы расказываете этому человеку с своих позитивных намерениях. И от его лица, пишите четвертое письмо о его позитивных намерениях. Этот человек с лучшими намерениями отвечает на ваши вопросы. Вы ведете сним диалог до тех пор, пока не договоритесь между собой. Вы прощаете друг друга и прощаетесь на этом.

И. Г. Малкин – Пых. Екстремальные ситуации Работа с людьми суицидальными намерениями «Понимание целей»

Цель: помочь участникам увидеть новые цели, которые могли быть скрыты пеленой условностей и устаревших иллюзий. Сядьте, возьмите 4 листа бумаги, карандаш или ручку. Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?». Потратьте 2 мин., чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим. Абстрактным или тривиальным написанное ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 мин., чятобы просмотреть весь список и сделать дополнение и исправления. Отложите первый лист в сторону. Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести слудующие три года?». Потратьте 2 мин., чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 мин. на то, чтобы просмотреть список. Этотвопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список. Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?». Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем при этом вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 мин. и еще 2 мин. на то, чтобы проверить список, и отложите дист в сторону. На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете важным из всех перечисленных. Сравните все четыре списка. Обсуждение. • Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообрие ваших желаний? • Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, на пример сойиальной или личной? • Появляются ли какие-то цели во всех 3 первых списках? • Не отличаются ли какие-то цели, которое вы выбрали как саамые важные, от остальных перечисленных вами целей? Целесообразно, чтобы тренер начал с рассказа о своих собственных целях. Упражнение – 15 мин. на одного учасника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого учасника. Он может помочь понять взаимооьношения между вашими целями и вашей повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждое 6 мес., чтобы увидеть, какие изменения произошли за это время. И.И. Мамайчук « Психокоррекционные технологии». Для детей с проблемами в развитии; Санкт-Петербург, 2006, с.152. Работа с детьми при поврежденном психическом развитии

Игра «Пальцы»

Цель: умение сконцентрировать свое внимание Дети удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Психолог просит переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде « Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность выполнения упражнения 5-15 минут. Некоторые участники могут испытывать необычные ощущения: увеличение пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Некоторые могут чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Данное упражнение имеет не только коррекционное значение, но и диагностическое, так как позволяет психологу определить энергетические затраты ребенка при сосредоточении. И.И. Мамайчук « Психокоррекционные технологии». Для детей с проблемами в развитии; Санкт-Петербург, 2006, с.196. Работа с аутичными детьми Игра « Птички » Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых. Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей « прилететь к нему ». если ребенок не выполняет движение (взмах руками), психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям,как птички клюют зернышки. Задание можно повторить. http://yandex.ua/ Цель: способность раслабиться В ситуации когда вам кажется. Что вы понесли энергетическую потерю, можно выполнить это упражнение. Сядьте на стул, спина прямая, подбородок слегка приподнят, глаза прикрыты. Сложите руки на ноги. Потом почувствуйте под руками красный горячий шарик. Сконцентрируйте внимание на цвете и температуре. Наблюдайте за ним несколько минут. Почувствуйте распространенное тепло вокруг этой области. Шар – это образ ощущения тепла, расслабления, наполненное энергией. Это будет всплывать в памяти очень быстро по вашему зову. Тогда после стрессовой ситуации, когда нужно будет вам быстро успокоится и воспалить энергетические запасы, этот навык очень поможет.

И. Г. Малкин-Пых «Психосоматика». – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.

Психокоррекция в психосоматике «Зрительное представление боли»

Цель: уменьшение боли, способность управлять процессами, происходящими в организме. Это способ уменьшение боли состоит в том, чтобы представить себе, как она выглядит. Этот метод направлен на усиление веры в собственную способность управлять процессами, происходящими в организме. 1. Начните упражнение на расслабление. 2. Сосредоточьтесь на боли. Какого она цвета. Постарайтесь поточнее увидеть ее цвет, размер и форму. Это может быть ярко-красный шар, размером с теннисный мяч или грейпфрут. 3. Мысленно удалите этот шар из своего тела и поместите его на расстоянии метров трех от вас. 4. Мысленно увеличьте этот шар до размера баскетбольного мяча. Затем уменьшите его до размера горошины. Теперь пусть он станет такого размера, как ему хочется. Обычно он возвращается к тому размеру, с которого началась визуализация. 5. Начните изменять цвет шара. Сделайте его сперва розовым, затем бледно-зеленым. 6. Теперь возьмите зеленый шар и поместите его обратно, в первоначальное место. Обратите внимание, не удалось ли вам уменьшить боль. 7. Откройте глаза и возвращайтесь к каждодневным занятиям. http://yandex.ua/ Работа с зависимостью Цель: самовнушение, снятие эмоционального напряжения Упражнение «Контрконцепция» Для того чтобы выработать в себе способность относиться к жизни и разным ситуациям адекватно, можно использовать самые разные упражнения. Например, еще в древности использовали понятие «контрконцепции», что в переводе с греческого языка означает «противостояние чему-либо или кому-нибудь». Человеку, находящемуся в зависимости от компьютерных игр, можно предложить рассмотреть конкретную похожую на его ситуацию, разложить ее по косточкам и сделать выводы и возможные прогнозы. Пожалуй, самым ярким примером может служить басня. Родственники, особенно родители детей, которых невозможно оторвать от компьютера, могут использовать простую школьную программу: изучать басни, пояснять ребенку смысл басни, мораль. Взрослому человеку можно предложить реальные ситуации, которые произошли с кем-либо в жизни. Можно использовать даже народное литературное творчество: пословицы и поговорки. Упражнение «Согласие и противодействие» Это упражнение помогает раскрыть поведение человека, понять его поступки и мотивы поведения. Ничего сложного в этом упражнении нет: надо поставить себя на место собеседника и попробовать понять причины его поведения. Для этого можно использовать следующие три шага. 1. Договориться с человеком о том, что необходимо обсудить конкретную тему, т. е. убедить его в этой необходимости. 2. Попробовать поменяться местами и поведением, затем высказать свое мнение и выслушать мнение собеседников. Другими словами, это можно сделать и на кухне, и на прогулке, просто поговорив с ребенком или родственником о том, что всех их беспокоит. 3. Закрепление того уровня отношений, который смогли достигнуть (например, сказать, что с этого дня при каждом подобном случае (в случае разногласий) можно поменяться местами и выяснить, что думают по этому поводу остальные члены семьи). Упражнение «Я и мой жизненный путь» Для того чтобы помочь человеку, который находится в компьютерной зависимости, освободиться от таковой, можно использовать это упражнение. Он заключается в составлении и изучении (хронологии) своей жизни в контексте истории своей семьи. На семейном совете или в присутствии близких людей можно попробовать вместе с больным человеком составить подробный отчет нескольких лет жизни человека. В этом так называемом отчете можно отразить все изменения, которые можно считать значимыми и которые оказывали влияние на человека. Для того чтобы не отвлечься от главной задачи, используется методика «вопрос-ответ». Например, можно использовать такие вопросы: как характеризовался человек в школьные, студенческие годы. Как окружающие люди относились к конкретным поступкам этого человека? Можно задавать другие вопросы, которые могли бы оказать помощь в составлении характеристики. Будет лучше, если вопросы будет задавать каждый присутствующий по очереди, так «больной» сможет отвечать спокойно, зная заранее, что его не станут засыпать кучей вопросов со всех сторон. Важно отметить также и изменение его самочувствия, внешних признаков психологического состояния. Нельзя забывать и о мнении самого «больного», большое значение имеет его личное отношение к жизни, к конкретной ситуации. Такие наблюдения может сделать даже человек, не обладающий специальными навыками и опытом работы с такими «больными». Иногда простые душевные разговоры и посиделки за кухонным столом могут дать больше результата, чем посещения кабинетов психологов и психотерапевтов. Можно начать вести записи в дневнике, анализ которых часто помогает рационально оценить свои же поступки по прошествии определенного времени. Упражнение «Создание линии времени» Данное упражнение направлено на составление «вероятной линии жизни», которая будет составляться из событий прошлых лет, планироваться из того, что есть на данный момент. При этом необходимо описать каждый возможный вариант событий, например, если человек, подверженный компьютерной зависимости, будет продолжать жить так, как живет на данный момент, то его будущая жизнь может сложиться так, а если он изменит свое отношение к компьютеру, то его жизнь может быть вот такой, т. е. надо создать что-то наподобие алгоритма вероятных событий жизни человека. Составление такого алгоритма дает возможность рассмотреть все возможные варианты будущего конкретного человека. Все полученные результаты должны быть рассмотрены вместе с «больным». Надо добиться того, чтобы он понял, как может сложиться его дальнейшая жизнь. Взрослого человека сложно убедить в рациональности такого подхода, но все же желание родственников может стать решающей силой в противостоянии интернетной и компьютерной зависимости. Упражнение «Избавление от негативных эмоций» Это упражнение поможет снять нервное напряжение и избавиться от негативных эмоций. Такое упражнение состоит из нескольких шагов. Это упражнение желательно выполнять совместно с человеком, зависимым от компьютера, своим примером показывая, как можно избавляться от плохого настроения, таких негативных эмоций, как ярость, гнев, злость. Чаще всего это упражнение состоит из нескольких шагов. Закрыв глаза и расслабившись, можно представить себе картину, которая должна напоминать реальную негативную ситуацию. Можно абстрагироваться от самого себя в этой ситуации и посмотреть на свои действия как бы со стороны. Следующим шагом необходимо попытаться оценить собственные действия и поступки, дать адекватную оценку своему «двойнику». Прокручивая негативную ситуацию повторно, но уже со стороны, как наблюдатель, а не участник, человек может увидеть то, что не видел, находясь в гуще событий. Таким образом, можно мысленно исправлять ситуацию так, как это хочется самому человеку. А когда все идет именно так, то и настроение будет постепенно исправляться в лучшую сторону. Такое упражнение можно применять перед сном, для того чтобы избавиться от плохого настроения. Особенно это полезно людям с неустойчивой психикой и легко возбудимым. Упражнение «Работа с беспокойством» Главный козырь этого упражнения – это самовнушение, которое помогает регулировать свое состояние в зависимости от того, каких результатов необходимо достичь. Например, перед выступлением в большой аудитории человек может решить, как он будет себя вести, что будет говорить, где будет стоять и как будет реагировать на вопросы, которые вызывают у него беспокойство. Выстроив, таким образом, свое «виртуальное» поведение, можно добиться того, что уровень стрессового состояния и беспокойства значительно снизится. Это упражнение можно использовать не только перед выступлениями, но и в любой другой жизненной ситуации. Например, в случае, когда человек вынужден не по своей воле жить длительное время без компьютера. Упражнение «Работа с привязанностью» Избавиться от компьютерной и интернет-зависимости (или хотя бы снизить уровень зависимости) можно с помощью этого упражнения. Можно представить свою зависимость в виде нити, ленты. Затем необходимо попытаться представить, с кем может связывать эта лента-привязанность, что может произойти с человеком, если эту ленту-привязанность разорвать или же оставить, как есть. Если, например, привязанность дает положительные результаты и человек способен адекватно оценить свою привязанность к компьютеру и получает взамен определенные положительные результаты, то можно оставить все, как есть. Если родственники заранее знают, что длительное сидение за компьютером дадут новые знания, повышенный уровень интеллекта, то можно просто регулировать длительные занятия за компьютером. А если человек явно не может самостоятельно определить конечный результат такого времяпрепровождения, то родственникам и близким ему людям необходимо отвлекать его и постоянно внушать, что эта лента-привязанность негативно влияет на самого человека. Кроме того, для ленты-привязанности необходимо провести экологическую проверку, т. е. решить, что может произойти в случае, когда интернет-зависимость будет побеждена. Не будет ли хуже, и если будет, то какова степень этой угрозы. И только в том случае, когда предполагаемый конечный результат подходит самому зависимому от Интернета человеку, можно начинать постепенно разрывать эту ленту. После того как лента-зависимость разорвана и уничтожена или, по крайней мере, ослаблена настолько, насколько можно, человеку необходимо проверить свое психологическое самочувствие. «Погружение в сказку. Корекционно-развивающая программа…» Сказкотеррапия «Вспыльчивый человек» (И. Шах) Цель: Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости. Стал он думать. Как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал он об одном дервише, который, мол. Обладает глубоким знанием. Пошел он к нему за советом. Дервиш сказал ему: - Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань рядом этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться. Человек сделал. Как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтролю под руководством совершенного мудреца. Однажды один путник. Который, видимо, очень торопился, отвергнул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: - Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам! Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющего грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни. 1. О чем эта сказка 2. Чему может научить эта сказка 3. Нарисуйте сухое дерево и которое расцвело Саковыч "Технология игры в песок. Игры на мосту.» - С. – Петербург, 2006 пескотеррапия «Необыкновенные следы» Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения. 1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливается на песок. 2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребонок ударяет по поверхности песка. Двигаясь в разныз направлениях. 3. «Ползут змейки» - ребонок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях). 4. «Бегут жучки-паучки» - ребонок двигает всеми пальцами. Имитируя движение насекомых ( можно полностью погружать руки в песок, встречаясь пол песком руками друг с другом, - «жучки здороваются»).

Категорія: Газета | Додав: директор
Переглядів: 975 | Завантажень: 122 | Коментарі: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: