Субота, 20.04.2024, 10:21

АСОЦІАЦІЯ ПЕДАГОГІВ ХРИСТИЯН ДНІПРОПЕТРОВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

Меню сайту
Друзі сайту
КЗШ №106
Мережа Євроклубів Кривого Рогу
Сайт Ради лідерів

Ви також можете розмістити посилання на наш сайт:

Зеленопільська НСЗШ
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог файлів

Головна » Файли » Газета

Развивающие игры для детей
[ Викачати з сервера (157.0 Kb) ] 06.12.2011, 16:54
Развивающие игры для детей ЗАПРЕЩЕННАЯ БУКВА В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь на парте?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" — спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно. — Прошу подсказать первую букву, — обращается он к играющим. Это его право—требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К". Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой — "сурок", третий — "капля". Во всех трех словах повторяется буква "К". Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. — Давайте вторую букву! — требует он. Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить. Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание. СПРЯТАННОЕ СЛОВО В играх часто ищут спрятанный предмет. Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов. В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать". Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста. Посмотрим, как это получится. "Что ты видел сегодня во сне?" — предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста — слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" — допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева". Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. В количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды. Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре. ВСЕ ПОМНЮ Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры — названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить. Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок. — Тула, — говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок. Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города: — Тула, Полтава. — Тула, Полтава, Омск, — объявляет третий. Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например. — Тула, Полтава, Омск, Владивосток. Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них Допустивший ошибку выбывает из игры Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем. Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре. ПОДАРКИ Одного из участников игры выбирают водящим — Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, — говорят ему, — и побываете в разных городах? Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений. Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами — Будете в Костроме, — говорит один,— загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой — У меня дядя в Саратове, навестите его,—просит другой—Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры. Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные. Водящий — человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты. "Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова — самовар, скажем, или свисток Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать — это дело несложное "Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков. — Был у вашего дедушки, — обращается водящий к кому-либо из играющих — Он прислал вам ошейник. Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие" НИЧЕГО НЕ ВИДНО 10 кеглей (их можно заменить и городками) ставят тремя продольными рядами, как показано на рисунке. Длина образуемой ими полосы 6 шагов, ширина полосы — 2 шага. Пространство, обозначенное кеглями, — "труднопроходимое болото". Единственно возможный путь через него показан на рисунке ломаными линиями; это путь с попеременным—справа и слева—обходом кеглей среднего ряда, они служат как бы вехами для путника. Каждому участнику игры предстоит быть таким путником и дважды пройти через "болото": первый раз — в дневных условиях, ориентируясь по кеглям-вехам; второй раз — в ночных условиях, совершая обратный путь, когда "ни зги не видно", то есть с повязкой на глазах. Ясно, что в этом случае вехи ему уже не помогут, и он должен ориентироваться лишь по памяти: столько-то шагов от поворота до поворота. При этом шаги нужно делать одинаковые, а поворачиваться точно под прямым углом. Соблюдая такие условия, путник благополучно доберется до места, откуда начал свое путешествие, ни разу не попав в "трясину", то есть не сбив по пути ни одной кегли. Вряд ли всем участникам игры посчастливится совершить свой обратный рейс по "болоту" без приключений! Впрочем, для тех, кто один раз завязнет в "трясине", не все еще потеряно: их выведут (но не снимая повязки) на исходный пункт обратного маршрута и разрешат сделать вторичную попытку. Словесные задачи К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений. Разберем основные виды словесных задач. Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "парус", "виноград", "байкот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать. Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус": Три буквы облаками реют: Две видны на лице мужском А целое порой белеет "В тумане моря голубом". Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова. С "б" смертельной я бываю, С "м" меха я пожираю, С "р" актеру я нужна С "с" для повара важна. (боль, моль, роль, соль) В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя Я с "в" от непогоды вас укрою, А с "т" я землю носом рою. (кров, крот) Могут меняться и целые слоги. Логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так: Ты через реку переправишь На мне людей, и скот, и груз, Но если "и" в меня ты вставишь, То я на воздух подымусь! Можно было бы, конечно, для составления этого логогрифа взять сначала слово "пилот", а затем, выбросив из него "и", получить слово "плот". Тогда задача могла бы выглядеть так: Я ношусь в морях воздушных, А отнимешь букву "и" — По реке пойду послушно И с товаром и с людьми. Анаграммы. Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"— "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои, И целый лес ты мною свалишь. Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" — "сон". В стихах задача может выглядеть так Задачу ты решишь свободно. Я небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можешь, что угодно Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач, которые в нашем сборнике не встречаются. Ниже мы приводим различные словесные задачи, распределенные по видам, чтобы легче было ориентироваться в их подборе. ШАРАДЫ 1. Начало деревом зовется, Конец — читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они. 2. Первое я в удивлении восклицаю, Второе с книжной полки я снимаю, Когда же Первое с вторым соединится, Получится мельчайшая частица 3. Часть танца — слог мой первый, Вино — мой слог второй, На целом перевозят Чрез реку бечевой. 4 Мой первый слог — предлог, И во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа 5 Начало — голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда 6 Первый слог найдешь средь нот, А второе — бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути, 7 Мое начало есть в свинце, И в серебре, и в стали, А корабли в моем конце Вчера к причалу стали И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким. 8 Мой первый слог Найдешь тогда, Когда в котле, Кипит вода, Местоименье — слог второй, А в целом — Школьный столик твой Ответы 1. Буквы 2 Атом 3 Паром 4 Задача 5 Картина 6 Дорога 7 Спорт 8 Парта Составь шараду. Интересную игру в составление шарад можно провести, если подготовить 10—12 табличек со словами. Для табличек нужно подобрать слова, состоящие из двух самостоятельных слов (имен существительных) Одно из слов, составляющих шараду, пишется на табличке, а другое играющие должны коллективно отгадать. Приводим для примера две таблички. В первой из них можно подставить слово "точка", во второй — слово "сено". Для этой игры могут быть использованы такие слова: "лов-кость", "бал-кон", "чело-век", "приз-рак", "вол-осы", "пар-ус", "пол-оса", "след-опыт", "вол-окно", "вино-град". Таблички должны быть достаточных размеров, чтобы они были видны всем. Ведущий показывает играющим одну табличку за другой и объясняет, что для составления шарады взамен тире нужно подобрать слово (имя существительное, в единственном или множественном числе). Кто первым назовет нужное слово, получает одно очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков Из двух слов — третье. В этой игре может принять участие от 20 до 50 человек. Для игры нужно заранее заготовить таблички со словами по числу играющих. Каждая пара слов, написанных на табличках, должна образовывать третье слово, например "под-бор", "га-мак" и т. п. Таблички со словами прикалываются к одежде на груди играющих. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы подобрать себе пару, то есть найти того из играющих, у кого на табличке написано нужное, слово. Первые пять пар, которые составят таким образом третье слово и явятся к ведущему, выигрывают. Для игры могут быть использованы такие слова: "волосы", "бой-кот", "стол-яр", "рога-тина", "мышь-як", "осадок", "фасоль", "под-вода", "пар-ад", "под-ход", "культура", "я-беда", "гриб-очки", "паспорт", "фант-азия", "залежи", "мак-ушки". МЕТАГРАММЫ 1. С "д" из года в год встречаем, С "т" за нами ходит вслед, С "п" в лесу мы замечаем, С "л" труду наносит вред. 2. С "г" — полезное растение, С "ш" пугает нас порой, С "п" несет нам разрушение, С "в" навалена горой. 3. С буквой "т" его все знают — Он с собой весну несет; С буквой "ш" всегда играют, Коль в строю отряд идет. 4. С "м" я в море, С "в" я в поле, С "п" я в доме, С "г" в футболе. 5. На мне качаясь, птичка весела, И чувствует она себя прекрасно, Но только с "в" для птички я мила, А с "с" я для нее опасна. 6. Конечно, метаграмма эта Весьма проста и несложна: Я с "у" — далекая планета, А с "и" — я в Азии страна. 7. С "п" людей я развлекаю, Всякой скуки ярый враг. С "з" по полю удираю От охотничьих собак. 8.Мне не пройти в ветвистый лес Мои рога в ветвях застряли. Но обменяй мне "л" на "с" — И листья леса все завянут. 9. Я не груша и не слива, А другой душистый плод. Пожелаю стать заливом — Это вмиг произойдет. Только нужно для того "А" поставить вместо "о". 10. С буквой "к" меж берегов Я теку привольно. С буквой "с" я без зубов, Но кусаюсь больно. Ответы 1. День, тень, пень, лень. 2. Горох, шорох, порох, ворох. 3. Март, марш, 4. Мол, вол, под, гол. 5. Ветка, сетка. 6. Уран, Иран. 7. Паяц, заяц. 8. Олень, осень 9. Лимон, лиман. 10. Ока, оса. ЛОГОГРИФЫ 1. Я глубока и многоводна, И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной. 2. По морю двигаюсь я вплавь, Хвостом хоть лодку опрокину Но букву "р" в меня прибавь — И сразу островом застыну. 3 Я в синем море под волнами Ползу тихонько иль лежу, Но с "к" я в летний день над вами Порой назойливо жужжу 4. Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично. Но вставь нам "л", и зазвучим Тогда довольно мелодично. 5 Я здоровью основа; Слева букву возьми — И морским стану словом; Букву справа сними — Я предмет увлеченья — На собраниях и в прениях Ответы 1 Волга, иволга 2 Кит, Крит 3 Омар, комар 4 Гуси, гусли 5 Спорт, порт, спор АНАГРАММЫ 1 Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь — В кастрюлю я полезу. 2. Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь наоборот. 3. Не раз в оркестрах я звучала, Мой голос струнный так певуч: Но "ф" мое поставь сначала, И я во тьму направлю луч. 4 Я дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня повсюду; Но слоги переставь во мне — И воду подавать я буду. 5. Взглянув на карту, ты узнаешь, Что я французская река, Но если буквы переставишь, Укрою я в себе зверька. Ответы 1. Шпала—лапша 2 Дог — год. 3 Арфа — фара 4. Сосна — насос. 5. Рона — нора. Развивающие игры для детей Игры со скороговорками КТО БЫСТРЕЕ? Ведущий выбирает из числа скороговорок наиболее трудную и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к играющим, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произношения скороговорки. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех. ГОНКИ СКОРОГОВОРОК Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место. Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги. Играющих должно быть не более 15—20 человек, для того чтобы игра не была утомительной. СОРЕВНОВАНИЯ ТЕЛЕФОНИСТОВ Две группы играющих по 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать ее на ухо вторым, вторые— третьим и так до последних. Последние, получив "телефонограмму", должны встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше произнесет ее вслух Развивающие игры для детей 140 загадок и отгадок Загадывание и отгадывание загадок — любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память. При отборе и использовании загадок важно знать, какие приемы зашифровки тех или иных слов или понятий в загадках применяются. В загадке часто даются только признаки того или иного предмета, причем от того, сколько этих признаков приводится, в какой степени они раскрывают загаданный предмет, зависит простота или сложность загадки. Очень много загадок построено на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравниваются с таким же действием или схожим признаком другого предмета, в большинстве случаев с живым существом. Чаще всего загадки задаются устно по списку, составленному им заранее. Тому, кто даст правильный ответ, засчитывается известное число очков (например, от 3 до 6, в зависимости от сложности загадки). Победителем считается тот, кто наберет больше очков. Иногда загадки пишутся на отдельных листках или карточках. Ребята по очереди вытягивают листочки и отгадывают те загадки, которые на них написаны. Листки должны возвращаться ведущему (или специально выделенному дежурному) вместе с устным ответом, на основании которого начисляются очки. Загадки могут быть использованы и для изготовления настольных игр. Тексты загадок для этой игры пишутся на отдельных карточках, а рисунки, являющиеся ответом на эти загадки, помещаются в клетках больших карт (например, по шесть-девять рисунков на карте). Играют, как в обычное лото. Ведущий вытягивает карточки с загадками и читает их. Играющие сообща отгадывают загадки, и тот, у кого на карте имеется рисунок с ответом на данную загадку, накрывает его карточкой. Выигрывает тот, кто закроет все рисунки первым на своей карте. Для изготовления игры можно применить вырубные или переводные картинки, которые имеются в продаже. Для удобства использования мы разбили все загадки по темам. Этот подбор условный, и, конечно, ни перечень тем, ни тем более подбор загадок по этим темам ни в коем случае не претендуют на полноту. ПРИРОДА И ЕЕ ЯВЛЕНИЯ 1. Голубая простыня весь свет одевает. 2. Чего в сундук не запрешь? 3. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. 4. Не стукнет, не брякнет, а сам придет. 5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. 6. Меня частенько просят, ждут, А только появлюсь — и прятаться начнут. 7. Он всюду: в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. 8. Один летает, другой пьет, А третий питается. 9. Красное коромысло над рекой повисло. 10. Заревел вол за сто сел, за сто речек. 11. Горя не знаем, а горько плачем. 12. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. 13. Серое сукно тянется в окно. 14. Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. 15. Не вода и не суша, на лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь. 16. Рукава есть у меня, Рук хотя и нет, И хоть я не из стекла, Я как зеркало светла... Кто я? Дай ответ! 17. По серебряной дороге Мы отправились в поход. Остановимся на отдых, А она себе идет. 18. Шуба нова, а на подоле дыра. 19. В воде не тонет и в огне не горит. 20. Без рук, без ног, а в избу лезет. 21. Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет. 22. Что вниз вершиной растет? 23. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. 24. Не взять меня и не поднять, Не распилить пилой, Не вырубить и не прогнать, Не вымести метлой... Но только мне придет пора — Сама уйду я со двора. 25. Вокруг носа вьется, а в руки не дается 26.Что идет, не двигаясь с места? 27. Виден край, да не дойдешь. 28. В горах блуждаю за тобой, Откликнусь я на зов любой. Все меня слыхали, но зато Не видал меня еще никто. 29. Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет. 30.Что было "завтра", а будет "вчера"? Отгадки 1. Небо. 2. Луч солнца. 3. Рассвет. 4. День. 5. Луна и солнце. 6. Дождь. 7. Дождь. 8. Дождь, земля, трава. 9. Радуга. 10. Гром. 11. Облака. 12. Туча. 13. Пар. 14. Земля. 15. Болото. 16. Река. 17. Река. 18. Прорубь. 19. Лед. 20. Холод. 21. Мороз. 22. Сосулька. 23. Тень. 24. Тень. 25. Ветер. 26. Время. 27. Горизонт. 28. Эхо. 29. Огонь.30. Сегодняшний день. МИР ЖИВОТНЫХ 31. Страх тепло волочит, А тепло караул кричит. 32. Летом гуляет, а зимой отдыхает. 33. Кто на себе лес носит? 34. Боится зверь ветвей моих, Гнезд не построят птицы в них... В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро, кто же я? 35. Не елка, а колка, не кот, а мыши боятся. 36. Меня слепым зовут всегда, Но это вовсе не беда. Я под землей построил дом, Все кладовые полны в нем. 37. Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает. 38. Стоит копна: Спереди вилы, А сзади метла. 39. С бородой родится, никто не дивится. 40. По земле ходит, Неба не видит, Ничего не болит, А все стонет. 41. На сене лежит, сама не ест и другим не дает. 42. Шерстка мягонька, да коготок остер 43. Бел как снег, Надут как мех, На лопатах ходит. 44. Два раза родится, А один раз умирает. 45. Спереди шильце, Сзади вильце Снизу полотенце. 46. Встали братья на ходули, Ищут корму по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. 47. В болоте плачет, а из болота не идет. 48. Хоть я не молоток — По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. 49. Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. 50. Драчун и забияка, живет в воде, Когти на спине — и щука не проглотит. 51. В тесной избушке Ткут холст старушки. 52. Летит — воет, сядет — землю роет. 53. Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? 54. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего дома? Отгадки 31. Волк и баран. 32. Медведь. 33. Олень. 34. Олень. 35. Еж. 36. Крот. 37. Кит. 38 Корова 39. Козел. 40. Свинья. 41. Собака. 42. Кошка. 43 Гусь 44. Птица 45. Ласточка. 46. Журавль. 47. Кулик. 48. Дятел 49. Рыба 50. Ерш. 51. Пчелы. 52. Жук. 53. Муравьи 54. Улитка РАСТЕНИЯ 55. Одно бросил — целую горсть взял. 56. Бьют меня палками, трут меня камнями, Жгут меня огнем, режут меня ножом. А зато меня так губят, что все меня любят. 57. Золотые горы растут в летнюю пору. 58. Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На стволе золотом. 59. Не море, не река, а волнуется. 60. Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов. 61. На поле родился, На заводе варился, На столе растворился. 62. Шли двое, остановились, один другого спрашивает: — Это черная? — Нет, это красная. — А почему она белая? — Потому, что зеленая. О чем они вели разговор? 63. Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач, На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. 64. Без окон, без дверей, полна горница людей. 65. Кругла, да не луна, Зелена, да не дубрава, С хвостиком, да не мышь 66. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. 67. Сижу на дереве, Кругла, как шар, Вкусна, как мед, Красна, как кровь. 68. Стоит дуб, полон круп, Пятачком покрыт. 69. Стоит старик над водой — трясет бородой. 70. Шапка набекрень, Спрятался за пень. Кто проходит близко, Кланяется низко. Ответы. 55 Зерно 56 Хлеб 57 Копны, 58 Колос. 59. Колосья. 60. Подсолнух. 61. Сахар. 62. Красная смородина. 63. Арбуз. 64. Огурец. 65. Репа. 66 Слива 67. Вишня. 68. Мак. 69. Тростник. 70. Гриб. ЧЕЛОВЕК 71. Двое ходят, двое смотрят, двое помогают, один водит и приказывает. 72. Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? 73 Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной 74. Живут два друга, глядят в два круга. 75 Если б не было его, не сказал бы ничего. 76 Всегда во рту, а не проглотишь. 77. Один говорит, двое глядят да двое слушают. 78. Деревяшка везет, костяшка сечет, мокрый Мартын заворачивает. 79. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. 80 Ношу их много лет, а счету им не знаю. 81 Носить легко, а считать трудно. Отгадки 71 Человек 72 Человек 73 Глаза. 74. Глаза и очки 75 Язык 76 Язык 77 Язык, глаза и уши. 78 Ложка, зубы, язык 79 Ноги 80 Волосы 81 Волосы ВЕЩИ И ЛОМ 82. Всегда видятся, а вместе не сходятся 83. Ходит, ходит, а в избу не входит. 84. Стоит поперек входа, одна рука в избе, другая на улице. 85. Высокая и строгая, Ходит, пол не трогая, Кто ни выйдет, ни зайдет, Ручку ей всегда пожмет. 86. Хвост во дворе, нос в конуре. Кто хвост повернет, тот и в дом войдет 87. Собака не лает, а в дом не пускает. 88. Крутая гора, что ни шаг, то нора. 89 Что зимой дома мерзнет, а на улице нет? 90. Под одной крышей четыре братца живут 91. С ногами, а без рук, с боками, а без ребер, со спиной, а без головы. 92. Два брюшка, четыре ушка. Что это такое? 93. Что за шустрый старичок, Восемьдесят восемь ног, Все по полю шаркают За работой жаркою. 94. Хвостик из кости, а на спинке щетинки. 95. Сижу верхом, не знаю на ком, Знакомца встречу, соскочу — привечу 96. Пять пальцев, ни костей, ни мяса, ни ногтей. 97. С виду клин, а развернешь — блин 98. Ветер веет—я не вею, Он не веет — вею я, Но лишь только я завею, Ветер веет от меня. 99. В воде она родится, но Странная судьба, воды она боится И гибнет в ней всегда. 100. Бел как снег, в чести у всех, В рот попал, там пропал 101. Сидит на ложке, свесив ножки. 102. Без рук, без ног, а в гору лезет. Отгадки 82 Пол и потолок 83 Дверь 84 Дверь 85 Дверь 86, Ключ в замке 87 Замок 88 Лестница 89 Оконное стекло 90 Стол 91 Кресло 92 Подушка 93 Веник 94 Зубная щетка 95 Шапка 96 Перчатки 97 Зонтик 98 Веер 99 Соль 100 Сахар 101 Лапша 102 Тесто УЧИСЬ И ОТДЫХАЙ 103. Хорошо видит, а слепой. 104. Кулик— невелик, Целой сотне велит: То сядь да учись, То встань, разойдись. 105. Лето, зиму — все на лыжах; Братец — стол, сестра — скамья. Это самые на свете Неразлучные друзья. 106. Что за чиж на черном поле, Чертит клювом белый след? У чижа ни ног, ни крыльев, Ни пера, ни пуха нет. 107. Черный Ивашка, деревянная рубашка: Где пройдет, там след остается. 108. Черные, кривые, от рождения все немые. Станут в ряд — сейчас заговорят. 109. Белое поле, черное семя, Кто его сеет, тот разумеет. 110. Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. 111. Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. 112. Дорога есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя, Луга есть — косить нельзя, В реках, морях — воды нет. 113. Иду по грядкам, рву без счета, на грядках не убывает, а в голове прибывает. 114. Языка не имеет, А у кого побывает, Тот много знает. 115. С подругами и сестрами Она приходит к нам, Рассказы, вести новые Приносит по утрам. 116. Хоть и немая—назовет лентяя. 117. В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. 118. Под гору — коняшка, а в гору—деревяшка. 119. Мы — проворные сестрицы — Быстро бегать мастерицы. В дождь — лежим, В снег—бежим: Уж такой у нас режим. 120. Мой рогатый конь трехногий, Быстро мчится по дороге, Захочу — он постоит Захочу — вперед бежит. 121. Ростом мал и пузат, А заговорит — Сто крикливых ребят Сразу заглушит 122. То толстеет, то худеет, На весь дом голосит. 123. Музыкант, певец, рассказчик, А всего кружок да ящик. 124. На квадратиках доски Короли свели полки Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков. Отгадки 103 Неграмотный 104 Школьный звонок” 105 Парта. 106 Школьный мел,107 Карандаш. 108 Буквы 109 Письмо 110 Книга 111. Книга 112. Географическая, карта. 113. Чтение книга 114. Газета 115 Газета. 116. Стенгазета. 117“Табе;пь 118 Санки 119 Лыжи. 120 Трехколесный велосипед 121, Барабан. 122. Баян 123 Патефон 124 Шахматы ТРУД И ТЕХНИКА 125. Над поселком слышен бас, Он утрами будит нас. Мы привыкли по нему К распорядку своему. 126 Сам худ, а голова с пуд 127. Захочу, так поклонюсь, А поленюсь, так повалюсь. 128. Мой товарищ по походу К твердым правилам привык: Кончил дело и за щеки Уберет стальной язык. 129. Возле уха завитуха, А в середке разговор. 130. Сидит на крыше всех выше 131. С края на край Режет черный каравай, Кончит, повернется, За то же возьмется 132 Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит. 133 Ходит полюшком коровушка — Саженный язычок, Режет травушку коровушка Под самый корешок. 134. Загудел глазастый жук, Обогнул зеленый луг, У дороги смял ковыль И ушел, вздымая пыль 135. Не живой я, но шагаю, Землю рыть я помогаю, Вместо тысячи лопат Я один работать рад 136. Ходит он и землю ест — Сотню тонн в один присест, Степь на части он сечет, А за ним река течет. 137. Ходит скалка по дороге, Грузная, огромная, И теперь у нас дорога Как линейка ровная 138.Я реке и друг и брат, Для людей трудиться рад. Я машинами построен, Сократить пути могу И от засухи, как воин, Лес и поле берегу! 139. Не машет крылом, а летает, Не птица, а птиц обгоняет 140. Спрыгнуть с него на ходу можно, А вскочить на него нельзя Отгадки 125 Заводской гудок 126 Молоток 127 Топор 128 Перочинный нож 129 Радионаушники 130 Антенна 131 Плуг. 132 Трактор 133 Самоходная сенокосилка 134 Автомобиль 135 Шагающий экскаватор 136 Землеройный снаряд. 137. Дорожный каток 138 Канал 139 Самолет 140 Самолет ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ ХОРОМ Есть загадки, в которых ответ произносится хором, всеми присутствующими Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на загадку, отнесено на конец последней строчки Его легко отгадать не только по смыслу задачи, но и по рифме. Загадки с коллективным ответом особенно любят малыши. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором выкрикивать ответ. Ем я уголь, пью я воду. Как напьюсь — прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес И называюсь.. (паровоз) Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?. (самолет) По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход) Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резину И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль) На рояль я не похожий, Но педаль имею тоже Кто не трус и не трусиха Прокачу того я лихо У меня мотора нет Я зовусь (велосипед) Кто далеко живет, Тот пешком не пойдет. Наш приятель тут как тут. Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется (трамвай) Два березовых коня По снегам несут меня Кони эти рыжи, И зовут их... (лыжи) И в лесу мы и в болоте, Нас везде всегда найдете На поляне, на опушке Мы зеленые ... (лягушки) Я в любую непогоду Уважаю очень воду Я от грязи берегусь, Чистоплотный, серый ... (гусь) , Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика — крючок Голос мой визглив и звонок Я веселый... (поросенок) Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Кто найдет мой длинный ход Сразу скажет — это... (крот) Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи) Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись, Идет на охоту коварная... (рысь) Под корой сосны и ели Точит сложные тоннели, Только к дятлу на обед Попадает... (короед) Летом много их бывает, А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, Как они зовутся?.. (мухи) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей) Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица... (грач) Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый... (скворец) Схватил за щеки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу: Не кто же это? Вот вопрос! Все это делает... (мороз) Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их... (рукавички) Обогнать друг друга рады. Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные... (коньки) Красный кот Дерево грызет, Дерево грызет, Весело живет. А воды попьет, Зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь — Этот красный кот... (огонь) ЗАГАДКИ-ШУТКИ Загадки-шутки — особая разновидность загадок. Они основаны обычно на том, что внимание отгадывающего намеренно отвлекается от существа вопроса построением, формулировкой загадки, заставляют мысль работать в ином, неверном направлении. Если в обычных загадках раскрываются признаки предметов или явлений, сходство их с другими, то в загадках-шутках вся суть в "ловушке" или в игре слов, слитном их произношении, перемещении логического ударения и т. п. 1. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? 2. Какой болезнью никто никогда на земле не болел? 3. Сколько яиц можно съесть натощак? 4. Когда руки бывают местоимениями? 5. Какими нотами можно измерить пространство? 6. На какой вопрос никто никогда не ответит "да"? 7. Из какой посуды нельзя ничего поесть? 8. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? 9. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? 10. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? 11. На что похожа половина яблока? 12. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? 13. Какой месяц короче всех? 14. Что можно видеть закрытыми глазами? 15. Чем оканчиваются как день, так и ночь. 16. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, но в огороде втрое? 17. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? 18. На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север. — У тебя, — говорит первая ворона, — лапки в грязи. — А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле. Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? 19. По чему часто ходят, и никогда не ездят? 20. Как далеко в лес может забежать заяц? 21. Можно ли в решете воды принести? Отгадки 1. Я сам. 2. Морской. 3. Одно, второе будет уже не натощак. 4. Когда они вы-мы-ты. 5. Ми-ля-ми 6 Спящий на вопрос: "Вы спите?" 7. Из пустой 8. Подождать, пока она улетит. 9. Ни одной — их нужно вложить. 10. Подошва сапог. 11. На вторую половину. 12. Из железнодорожного. 13. Май—всего три буквы. 14. Сон. 15. Мягким знаком, 16. Буква "о". 17. На мокрое. 18. Они смотрят друг на друга. 19. По лестнице. 20. До середины, дальше он уже выбегает из леса. 21. Можно, когда она замерзнет Веселая география ЦЕПОЧКА ГОРОДОВ Играющие рассаживаются в круг. Ведущий, указывая на одного из играющих, называет какой-либо город (например, Москву). Тот, к кому обратились, должен немедленно назвать другой город, начинающийся с последней буквы ранее названного города (например, Архангельск), и обратиться к следующему Тот, в свою очередь, называет город, начинающийся с последней буквы предыдущего (например, Киев), и указывает, кому продолжать игру. Так один за другим играющие называют города, соединяя их по указанному принципу в цепочку. Если слово, названное кем-либо из играющих, заканчивается мягким знаком или буквой, с которой нет названий городов, то берется предпоследняя буква (например, в слове "Казань" буква "н"). Называть города, уже названные раньше другими играющими, не разрешается. Может случиться, что кто-либо из играющих не подберет быстро нужного названия, тогда ведущий обращается к его соседу справа. Тот, кто не сумел подобрать нужного слова (пока ведущий считает до пяти), встает и продолжает игру стоя. После первого правильного ответа он может снова сесть. Если же три человека подряд (из числа сидящих справа) не смогут подобрать нужного названия, ведущий предлагает это сделать любому из играющих. Если никто не ответит, игра начинается сначала. Для ребят старших классов можно задание усложнить: установить, что города можно называть только столицы государств или условиться о том, чтобы называть не города, а другие географические объекты, и т. п. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШУТКИ-ЗАГАДКИ 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 2. Название какой реки у тебя во рту? 3 Какую реку можно срезать перочинным ножом? 4. Какая река летает? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 9. Какой зверь бежит только под уклон? 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок. 11. Какой шар нельзя укатить? 12. Какой город есть в компоте? 13. Какой город может парить в воздухе? 14. Какой город самый сердитый? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 16 Какой нос всегда мерзнет? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? Ответы 1. Река Медведица—левый приток Дона 2 Десна 3 Прут 4 Ворона (в Тамбовской и Пензенской областях) 5. Тура 6 Птица иволга (река Волга) 7 Ворон-еж 8 Анга-ра. 9. Река Тигр, как всякая река, бежит под уклон 10 Иволга, Бугор, Спрут, Куранты, Камаринская, Бумазея Сорока Татьяна. Лилия 11 Пролив Ма-точкин Шар 12 Изюм 13 Орел. 14. Грозный. 15. Париж на Сене 16 Канин Ho 17 Карские ворота 18 Я-майка, 19. Я-мал 20 Я-пони-я 21 Остров Ява 22 Марс-ель. 23. Налим—Милан 24 Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 25 До-ре — Одер. 26. Ми-ля-ми ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ 1. В букве и в ноте столицу одной из республик России найдете. 2. Мой первый слог — животное морское. За ним охотятся порой. А междометие — второй Все — государство, но какое? 3. Междометие — слог первый. Среди птиц ищи второй Третий — буква. По Уралу Протекаю я рекой. 4. Чтоб показать свое уменье, Давай подумаем с тобой Мой первый слог — местоименье, Название леса — слог второй А на конце (смелей за дело!) Один согласный звук возьмем. Конец шараде! Словом целым Известный город назовем. 5. Первый слог каждый знает — В классах он всегда бывает, Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город нужно нам назвать. 6. Первое — согласная, второе — предлог, третье— страна в Африке, целое—республика в Южной Америке. Ответы 1. У-фа. 2 Кит-аи 3 Чу-сова-я 4. Вы-бор-г. 5 Мел-и-тополь. 6. Б-о-ливия. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АНАГРАММЫ 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио Ответы 1. Дно—Дон, игра—Рига; рука—Кура; веки— Киев- муар —Амур 2 Нева—Вена; Куба—Баку, Ирак—Каир, Эльбрус — Эльбурс; Токио — Киото Математические игры ОТГАДЫВАНИЕ ЗАДУМАННЫХ ЧИСЕЛ Можно провести много интересных фокусов на отгадывание чисел, задуманных играющими. Приводим несколько примеров. Задумать можно любое число, кроме нуля. 1. Задумайте число. Умножьте его на 3. К полученному прибавьте 6. Полученное разделите на 3. Скажите, сколько получилось? Чтобы получить задуманное число, нужно от названного числа отнять 2. 2. Задумайте число. Умножьте его на 4. Из полученного вычтите 3. Полученное умножьте на 3, К полученному прибавьте 5. Полученное разделите на 4. К полученному прибавьте 1. Скажите, сколько получилось? Чтобы получить задуманное число, нужно названное число разделить на 3. 3. Задумайте число. Прибавьте к нему 3. Умножьте полученное на 6. Отнимите от полученного 3. Вычтите из полученного задуманное число. Полученное разделите на 5. Скажите”, сколько получилось? Чтобы получить задуманное число, нужно от названного числа отнять 3. 4. Задумайте любое число. Удвойте его. К полученному прибавьте 3. Полученное умножьте на задуманное. От полученного отнимите задуманное. Полученное разделите на удвоенное задуманное число. Скажите, сколько получилось? Чтобы получить задуманное число, надо от названного числа отнять 1. ОТГАДЫВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЧИСЕЛ В этой игре отгадчик не должен угадывать задуманное играющим число. Он должен назвать число, которое получится у него в результате ряда арифметических действий, не зная числа, которое задумал партнёр, и ни о чем его не спрашивая. Задумать можно любое число, кроме нуля. Приводим несколько примеров: 1. Задумайте число. Утройте его. Вычтите из полученного 1. Полученное умножьте на 5. К полученному прибавьте 20. Разделите полученное на 15. Из полученного вычтите задуманное. У вас получилось 1. 2. Задумайте число. Умножьте его на 6. Вычтите 3. Умножьте на 2. Прибавьте 26. Вычтите удвоенное задуманное. Разделите на 10. Вычтите задуманное, У вас получилось 2. 3. Задумайте число. Утройте его. Вычтите 2. Умножьте на 5. Прибавьте 5. Разделите на 5. Прибавьте 1. Разделите на задуманное. У вас получилось 3. 4. Задумайте число, удвойте его. Прибавьте 3. Умножьте на 4. Вычтите 12. Разделите на задуманное. У вас получилось 8. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Петя и Сережа купили книгу. — Удивительно, что она такая дешевая, — сказал Петя, — всего 5 рублей 50 копеек! — Да еще в переплете, — сказал Сережа. — Интересно, сколько же стоит переплет? — А ну-ка, догадайся! Книга дороже переплета на 5 рублей. — Очень просто: переплет стоит 50 копеек. — Видно, не очень просто, — возразил Петя. — Подумай как следует. Сколько же стоит переплет? 2. Мама купила конфеты и положила их в шкаф. Вася пришел из школы, нашел в шкафу конфеты и съел половину. Коля пришел вторым из школы и, найдя конфеты в шкафу, съел половину остатка. Сеня пришел из школы третьим и съел половину конфет, которые остались после Коли. Когда мама взяла вечером пакет с конфетами, то в нем оказалась всего одна конфета. Сколько конфет купила мама? 3. Миша задал своей сестре такую задачу: "В прошлом году в нашей школе училось на 25 девочек больше, чем мальчиков. Вначале этого года в школу приняли 80 мальчиков и 65 девочек. Кого больше в нашей школе — мальчиков или девочек и на сколько?" Сестра сразу решила эту задачу. А решите ли ее вы? 4. Прилетели галки и стали садиться на палки. Если на каждую палку сядет по галке, не хватит одной палки, а если на палку сядет по две галки, то одна палка останется лишней. Сколько было палок и сколько галок? 5. На трех деревьях уселись 36 галок. Когда с первого дерева перелетели на второе 6 галок, а со второго перелетели на третье 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну. Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве? 6. Летела стая гусей, а навстречу им один гусь кричит: — Здравствуйте, сто гусей! В ответ ему говорит передний гусь: — Нет, нас не сто! Вот если б нас было еще столько, да еще половина, да еще четверть нашей стаи, да еще ты, гусь, с нами, тогда было бы сто гусей, а теперь сколько нас, смекни-ка сам. 7. Маня пришла раз к своей подруге Вале, когда та кормила во дворе домашнюю птицу. Маня спросила: — Знаешь ли ты, сколько у вас цыплят, сколько гусят и сколько утят? Валя ответила: — Я-то знаю, а ты вот сосчитай: всего у нас 90 голов:цыплят на 5 больше, чем гусят, а гусят на 5 больше, чем утят. Сколько птиц каждого рода было? 8. Ребята погнали лошадей в ночное. Вот дед в шутку и говорит им: — Смотрите вы, пострелята, голов не растеряйте и ног не поломайте там! А бойкий маленький Ваня отвечает ему: — Нет, дедушка, мы гуртом сосчитали и головы и ноги у себя и у коней. Теперь не растеряемся! Дед засмеялся. — А сколько же вышло? — спросил он — Голов 26, а ног 82! — крикнул Ваня и помчался вслед за товарищами. — Ишь, постреленок, — проворчал ласково дед, — задал задачу! Вот .и сосчитай как знаешь, сколько ребят, сколько лошадей! 9. Когда комбайны вернулись с поля, ребята взяли мешки и пошли подбирать оставшиеся в поле колосья. — Все-таки много собрали мы в этом году, — заявила первая команда второй. — Если вы дадите нам один мешок, у нас .будет столько же, сколько у вас. — Ишь ты, хитрые какие! Лучше вы нам дайте. Если вы дадите нам один мешок, у нас будет вдвое больше вашего! Сколько мешков собрала первая команда и сколько мешков вторая? 10. — Который теперь час? — спросил Миша у отца. — А вот сосчитай: до конца суток осталось втрое меньше того времени, которое прошло от их начала. Который час был тогда? 11. Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: — Я втрое моложе папы, но зато и втрое старше брата Сережи. А Сережа прибежал и объявил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване? 12. У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всех братьев и всех сестер? 13. — Скажи, дедушка, который год твоему сыну? — Ему столько же недель, сколько внуку дней. — А внук в каком возрасте? — Ему столько месяцев, сколько мне лет. — Сколько же тебе лет? — Троим вместе 100 лет. Вот и смекни, сколько каждому. 14. Внук спросил дедушку: — Сколько тебе лет? Дедушка ответил: — Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще один год, то мне будет 100 лет. Сколько лет дедушке? Ответы 1. Книга стоит 5 рублей 25 копеек, переплет— 25 копеек. 2. 8 конфет. 3. Девочек учится на 10 больше, чем мальчиков, 4. 4 галки, 3 палки. 5.18,10,8. 6.36 гусей. Объяснение. Из условия задачи следует, что удвоенное неизвестное число + 1/2х + 1/4х вместе составляют 99, иначе говоря, 23/4х=11/4х=99. Отсюда узнаем, что одна четверть неизвестного числа равна 99:11=9, а все неизвестное число равно 9х4 =36. 7. Цыплят 35, гусят 30, утят 25. 8. 15 лошадей, 11 ребят. 9. Догадаться хитро, а разгадка простая: первая команда собрала на полях 5 мешков колосьев, а вторая - 7 мешков. 10. б часов вечера. 11. Ване 15 лет. 12. Четыре брата, 3 сестры. 13. 35,60,5. 14. 66 лет.
Категорія: Газета | Додав: директор
Переглядів: 1106 | Завантажень: 120 | Коментарі: 5 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: